Секция «Детские общественные организации и дополнительное образование: внутренние резервы социального партнёрства, взаимодействие РДШ с учреждениями дополнительного образования» на базе Дворца детского (юношеского) творчества Московского района
В Санкт-Петербурге прошёл ежегодный Петербургский международной образовательный форум, в рамках которого состоялся Всероссийский семинар-совещание педагогов образовательных организаций, реализующих направления деятельности Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Одной из площадок семинара стал Дворец детского (юношеского) творчества Московского района. 29 марта здесь начала свою работу секция по теме «Детские общественные организации и дополнительное образование: внутренние резервы социального партнёрства, взаимодействие РДШ с учреждениями дополнительного образования».
На мероприятие во Дворец приехал 91 человек из 60 регионов России. География участников внушительна: от Камчатки и Сахалина до Ленинградской области и Карелии; от Мурманска до Дагестана, Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии, Алании; от Саха-Якутии до Республики Алтай.
Перед организаторами секции стояла задача показать эффективно действующую систему работы Дворца с детскими общественными организациями, РДШ и ученическим самоуправлением Московского района на основе партнёрства в условиях дополнительного образования. Гости познакомились с молодёжными районными структурами: Детской общественной организацией «Тинэйджер плюс», Штабом межшкольного актива и отделением РДШ Московского района, которые не соперничают между собой, а создают широкие возможности как для личной самореализации школьников, так и для коллективной социально-значимой деятельности.
Для участников секции молодые лидеры этих структур самостоятельно и достойно провели интерактивную экскурсию «Эффективные практики развития детских инициатив в условиях дополнительного образования». Активисты РДШ представили методику разнообразных креативных приёмов информирования школьников о деятельности РДШ на примере «Большой игры РДШ» и поделились опытом вовлечения школьников в деятельность РДШ.
С историей Дворца детского (юношеского) творчества гости познакомились, посмотрев фильм о 85-летии учреждения. С приветственными словами выступили начальник отдела образования администрации Московского района А.В. Захарова и директор ДД(Ю)Т Е.В. Вергизова.
С докладами о значении педагогической поддержки школьников, о роли учреждений дополнительного образования в развитии детских общественных организаций, об исторической преемственности выступили представители Академии постдипломного педагогического образования (Е.Н. Шавринова, кандидат педагогических наук) и Городского дворца творчества юных (Е.Л. Якушева).
Педагоги ДД(Ю)Т Московского района представили свой опыт создания системы преемственности, развития и поддержки органов детского самоуправления и детской самоорганизации, имеющих различную правовую и содержательную основу:
- Районный Центр молодёжных инициатив «Тинэйджер плюс», действующий с 1998 г. и объединяющий под своим «зонтиком» 12 школьных детских общественных организаций Московского района.
- Органы ученического самоуправления всех школ района также объединены на базе Дворца в территориальную модель «Штаб межшкольного Актива» с 2015 г.
- Отделение РДШ Московского района, созданное в 2016 г., занимает своё равноправное место в этой системе, считая ДД(Ю)Т своим местом встреч и событий, хотя работа отделения реализуется преимущественно на базе школ.
- Районный Координационный Штаб, созданный в 2017 г. в ДД(Ю)Т, объединяет молодёжное правительство «Тинэйджер плюс» и лидеров школьных РДШ. Штаб осуществляет совместное планирование и организацию мероприятий общей направленности в районе и городе. Например, организацию Всероссийских Дней единых действий или совместных сетевых проектов («Вечный огонь нашей памяти», «У подвига нет национальности»), спортивных флешмобов, благотворительных акций. Это способствует формированию единого ориентационного поля развития школьников в Московском районе.
Важное место в работе секции было уделено стратегической сессии «Модели поддержки детской социальной активности школьников в дополнительном образовании на основе сетевого взаимодействия». Участники секции разделились на 4 группы в соответствии с особенностью развития детского движения в их регионах.
Работа в группах проходила в диалоге разных, порой противоречивых позиций, основанных на личном опыте, на традициях и возможностях региона, на нормативных документах. По итогам работы групп были разработаны различные модели взаимодействия РДШ в условиях дополнительного образования.
Модель № 1 «Партнёры» была представлена масштабно как «Общий Координационный Штаб РДШ + ОУС + ДОО», Модель № 2 «Шаг навстречу к РДШ» разрабатывали те участники, у которых в регионах не было других детских общественных организаций и территориальных моделей ученического самоуправления. Модель № 3 «Мы далеко, но мы вместе!» объединила представителей удалённых территорий, где региональные центры дополнительного образования находятся далеко от школ, реализующих программу деятельности РДШ. Модель «Социальное партнёрство» группы № 4 стала завершающей и знаковой для всей работы секции на базе учреждения дополнительного образования. Авторы этой модели работали над созданием совместных проектов и общих социальных действий детских общественных организаций, которые можно провести в 2018-2027 г. в рамках Десятилетия Детства. Участники группы представили опыт реализации социально значимых проектов своих детских общественных организаций, РДШ, школьных советов, поисковых отрядов. В ходе работы секции было предложено поддержать ряд из них, сделав межрегиональными.
Секция «Детские общественные организации и дополнительное образование: внутренние резервы социального партнёрства, взаимодействие РДШ с учреждениями дополнительного образования» стала сообществом единомышленников. Созданная организаторами и гостями доброжелательная атмосфера доверия и социального творчества показала значение преемственности в детском движении России, расширила резервы и перспективы новых форматов взаимодействия школьников страны.
Так во Дворце детского (юношеского) творчества Московского района завершился второй день Всероссийского семинара-совещания педагогов образовательных организаций, реализующих направления деятельности Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».
Информацию подготовила зав. отделом гражданско-общественного воспитания ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга Гончарова Галина Васильевна.