Районный открытый правовой форум «ПравоСфера» для старшеклассников в рамках Месяца правовых знаний
23 ноября 2023 г. на базе ГБОУ гимназии № 526 Московского района педагоги Дворца детского (юношеского) творчества провели районный правовой форум «ПравоСфера» для учащихся 8-9-х классов образовательных организаций Московского района в рамках Месяца правовых знаний. В мероприятии приняли участие более 50 старшеклассников от всех школ района в сопровождении педагогов.
Главная цель форума – создание свободной площадки для общения школьников, которая смогла бы дать ответы на волнующие их вопросы выбора будущей профессии в области юриспруденции. Правовое образование и воспитание в современной школе направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности освоения основ правовой грамотности и правовой культуры, формирование навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения школьниками основных социальных ролей в обществе. Но зачастую школьникам хотелось бы получить более развернутую информацию о профессии юриста, которую большинство из них в этом возрасте рассматривает как очень перспективную.
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей называется «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины». При этом важной составляющей воспитания Стратегия считает именно гражданское воспитание, которое включает «создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности». Для реализации данных принципов важным становится включение вопросов развития правовой грамотности не только в урочную, но и во внеурочную деятельность.
Перед школьниками выступили спикеры, которые поделились своим опытом и рассказали об актуальных вопросах в области права. Главный гость и спикер форума - Панин Михаил Кириллович, майор юстиции, начальник отдела Следственного управления УМВД по Московскому району города Санкт-Петербурга рассказал подробно о своей работе и в частности о том, как устроено все изнутри.
Так как основная тема форума: моя будущая профессия – юрист, в ходе форума были рассмотрены следующие вопросы: специфика профессии; профессиональные обязанности юриста; область применения профессиональных знаний; перспективы и преимущества профессии на современном рынке труда.
В завершение форума участникам была предоставлена возможность самим самостоятельно попробовать разобраться в особенностях и отличиях таких специальностей как: прокуратура, адвокатура, судебная власть. По итогу специалистами форума были подмечены ошибки в описании специализации и даны разъяснения об особенностях каждой из них.
Поскольку главным периодом формирования правосознания можно считать школьный возраст, развитие правовой грамотности участников образовательного процесса должно стать обязательной составной частью всей образовательной деятельности. Процесс становления и совершенствования умений и навыков, определяющих правовую компетентность человека, следует рассматривать как неразрывный, соединяющий образовательный и воспитательный компоненты, основанный на базовых принципах правового образования.
Результатами форума стало не только повышение уровня правовой грамотности участников образовательного процесса, но и усвоение механизмов действий по защите своих прав. Традиционными функциями образования являются социализация и воспитание личности. Следовательно, в рамках образовательной организации необходимо создавать условия для становления правовой культуры гражданина, поскольку человек, который не разбирается в законах, не знает о своих правах и обязанностях, не сможет определить, что нужно делать, если возникнет сложная ситуация в его жизни.
Информацию подготовила Бровченко А.Б., зав. секцией социокультурного проектирования и гуманитарных программ.