Конкурс педагогических достижений Санкт-Петербурга
в 2022/2023 учебном году


План мероприятий ДД(Ю)Т в рамках городского Месячника антинаркотической направленности и популяризации здорового образа жизни в апреле 2024 года


Видеоверсии
концертов, спектаклей, представлений, церемоний награждения Дворца

 
Региональный проект «Формирование комфортной городской среды».
Голосуем до 30 апреля 2024 г.!
В СПб ГКУ «МФЦ» изменился номер телефона для осуществления информирования и консультирования заявителей>>>
ИНФОРМАЦИЯ
о программе
«Пушкинская карта»
Все электронные постановления
о нарушениях ПДД
- в одном клике

Внимание! Новые реквизиты
для уплаты налогов

О программе долгосрочных сбережений граждан

Сохранение уникального облика Петербурга в руках жителей города



 

Поиск по сайту

Летняя полевая практика обучающихся эколого-биологического отдела.

На протяжении уже четырех лет полевая практика обучающихся эколого-биологического отдела проводится на базе биостанции РГПУ им. А.И. Герцена в посёлке Вырица (Гатчинский район, Ленинградская область).

Ежегодно программу полевого практикума педагоги отдела стараются делать интересной и запоминающейся. Задания подбираются к ней таким образом, чтобы в природных условиях выявить основные закономерности существования организмов друг с другом и со средой обитания на различных уровнях.

Полевая практика по экологии носит комплексный характер и в итоге позволяет дать полную характеристику конкретной экологической системе. Изучая экологическую систему, ребята выявляют физико-географические параметры исследуемой территории, измеряют и фиксируют её климатические параметры, устанавливают биологические особенности изучаемых объектов, определяют состав флоры и фауны, констатируют влияние человека на эту систему.

Для получения полной характеристики экосистемы, ребята на полевой практике разбиваются на группы, деятельность которых направлена на изучение и фиксацию отдельных показателей экосистемы. В качестве примера одного из таких направлений можно привести следующее – группе обучающихся предлагалось подробно познакомиться с позвоночными животными. Перед ребятами были поставлены определенные задачи: научиться самостоятельно находить позвоночных животных и следы их жизнедеятельности, с помощью учебной литературы определять их систематическое положение, познакомиться с основными представителями орнитофауны, обитающими на территории биостанции и её окрестностях. При изучении животных особое внимание отводилось навыкам ведения полевого дневника, описаниям встреченных животных, полевым зарисовкам. Затем результаты наблюдений были красочно оформлены в альбом и представлены на заключительной конференции. Ребята сами выбирали место проведения самостоятельных наблюдений. В основном это были леса: ельники разных типов, сосняки верховых болот, лиственные леса, а также лесные вырубки, естественные заросли кустарников, водоёмы.

После наблюдений в природе вся группа собиралась в учебной аудитории, где каждый обучающийся рассказывал о своих находках. При этом проводилось определение "неопознанных" животных, корректировка дальнейшей работы.

Результаты такой полевой практики превзошли все ожидания. Обучающиеся сумели обнаружить представителей практически всех классов позвоночных, причём среди птиц оказались несколько видов, крайне редко встречающихся в наших широтах. Такая работа оказалась очень интересной для всех ребят. Многие из обучающихся отмечали, что у них "открылись глаза" – ребята стали замечать животных, следы их жизнедеятельности, особенности поведения, на которые прежде не обращали внимания.

Фаунистический обзор исследуемых участков, составленный обучающимися по результатам наблюдений, в совокупности оказался ценным научным исследованием.

Традиционно продолжались исследования в области микробиологии, почвенной протистологии, физиологии растений. Для более глубокого изучения роли микроорганизмов в экосистемах проводили экскурсии на природе (лес, луг, пруд, река), где наряду со знакомством с видовым составом растений и животных, цепями питания, продуктивностью этих экосистем, проводили отбор проб почвы и воды. Затем, на занятиях в лаборатории, обучающиеся высеивали образцы почвенной и водной суспензии на плотные питательные среды. Через неделю ребята знакомились с внешним видом колоний (бактерий, грибов, простейших, актиномицетов), подсчитывали число обнаруженных клеток и определяли общую численность микроорганизмов в 1 мл. воды и в 1 г. почвы. При помощи микроскопов и бинокулярных луп, на прижизненных препаратах, изучали анатомо-морфологические особенности одноклеточных организмов.

Такие занятия дают возможность обучающимся наглядно представить микроскопических живых существ, их огромную численность и роль в разложении растительного и животного опада, круговорота биогенных элементов, а также формируют биосферное экологическое мышление.

Комплексный подход при проведении полевой практики даёт возможность ребятам, с одной стороны, уяснить необходимость изучения таких биологических дисциплин, как ботаника и зоология, а с другой стороны, сформировать биологическое мышление, необходимое для понимания экологии. Кроме того, это позволяет ребятам овладеть методиками несложных экспериментов, которые могут быть использованы ими при выполнении исследовательских работ. Работа, проведенная в таком плане в период полевой практики, характеризует научный поиск по экологии.

Информацию подготовили педагоги эколого-биологического отдела.

16 Скачать фотографии
© ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга