Районный этап Всероссийской акции «Я – Гражданин России»
В феврале 2021 г. завершился ежегодный районный этап конкурса детских социальных проектов в рамках ХХI Всероссийской акции «Я – гражданин России». Этот конкурс входит в перечень федеральных конкурсов, что обеспечивает победителям (на всероссийском уровне) дополнительные баллы при поступлении в вуз. Всего на районный этап было подано 20 заявок из 12 школ Московского района (№ 351, 354, 355, 362, 370, 376, 489, 496, 525, 537, 544, 613). В проектную конкурсную деятельность включилось 72 школьника.
Конкурс проектов в Московском районе в этом году прошёл в условиях ограничений, связанных с пандемией коронавируса, что внесло свои коррективы в привычное проведение конкурса. Впервые защита проектов прошла в формате видеопрезентации. И это выявило как новые возможности, так и новые трудности. Прежде всего, дистанционный формат потребовал больше времени от членов жюри для оценивания проектов. Авторам школьных проектов пришлось осваивать новые возможности представления результатов проектной деятельности через цифровые технологии. Это потребовало овладения навыками выступления при отсутствии жюри и поддерживающей аудитории. В условиях цифровизации это полезный навык и новый опыт актуален.
1 марта 2021 г. были подведены итоги районного этапа опытными членами жюри, среди которых были педагоги ДД(Ю)Т Московского района – практики и эксперты в области проектных технологий, а также приглашённый эксперт высокого уровня – Сафина Елена Юрьевна (эксперт конкурсов Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь) и международных конкурсов в области социального проектирования и педагогических инноваций).
Проектные команды, набравшие наиболее высокие баллы, получили право участвовать в региональном этапе Всероссийской акции «Я – гражданин России». В Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных отправлены проекты в четырёх из семи тематических направлений (номинаций):
Развитие добровольческих практик
- ГБОУ школа № 525 Форум «Знай свои права» – 180 баллов (диплом победителя)
- ГБОУ школа № 489 «Чудеса в обложке» – 144 балла (диплом 1 степени)
Экологические проекты
- ГБОУ школа № 489 «Агитбригада» – 136 баллов (диплом победителя)
- ГБОУ школа № 544 «ЭкоБООК ЭкоNOTEBOOK» – 119 баллов (диплом 1 степени)
Развитие культурного и исторического наследия
- ГБОУ школа № 613 «Православные жемчужины» – 150 баллов (диплом победителя)
- ГБОУ школа № 496 «Око души» – 148 баллов (диплом 1 степени)
- ГБОУ школа № 370 «Корпусной аэродром» – 142 балла (диплом 2 степени)
- ГБОУ школа № 525 «Роддом № 9: история зданий и личностей» – 142 балла (диплом 2 степени)
- ГБОУ школа № 489 «Кировский завод – герой» – 125 баллов (диплом 3 степени)
Инженерно-технические проекты
- ГБОУ школа № 489 «Экипаж машины боевой» – 124 балла (диплом 1 степени (диплом победителя не присуждается))
Особенностью конкурса в 2021 году стало обращение школьников к локальным проблемам, которые можно решить быстро – здесь и сейчас – личными усилиями школьников. Например, проект школы № 489 «Чудеса в обложке» по созданию мягкой книжки для детей с ОВЗ, проект-инструкция об экологических обложках для тетрадей и учебников школы № 544 «ЭкоБООК ЭкоNOTEBOOK», проект школы № 355 «Ежедневно обо всём», предусматривающий мобильный календарь событий, проект школы № 362 о решении актуальной проблемы полезных переменок на основе «Локальных зон», индивидуальный проект «История Дома-музея» (школа № 489) с подробной информацией о вновь выявленном культурно-историческом объекте Московского района.
Важной особенностью проектов в 2021 г. является уровень самостоятельности детских проектных групп школ № 351, 355, 544.
Глубокие и очень масштабные задачи поставили перед собой команды школ № 525 и 496. Эти проекты («Знай свои права» и «Око души») имеют надёжную поддержку педагогов и социальных партнёров, что является залогом их успешной реализации и лидерства в Санкт-Петербурге.
Очень ценные образовательные и управленческие инициативы показали команды школ № 376, 362. Они представили достойный пример практической реализации своих идей, но пока им немного не хватило опыта по оформлению проектов в соответствии с требованиями Положения.
Успешный результат всегда показывают проектные команды школ № 370 и 613. Учителя этих школ ведут многолетнюю кропотливую работу по включению учащихся с ОВЗ в проектную деятельность.
Традиционно высокую вовлечённость и овладение проектной технологией демонстрируют учащиеся школы № 489 при поддержке опытных наставников. Шесть проектов поступило от этого учреждения и четыре и них стали победителями и призёрами районного этапа (педагог-консультант Морус Е.В.).
Пожелаем проектным командам-победительницам районного этапа из школ № 370, 489, 496, 525, 544, 613 успехов на Региональном этапе Всероссийской акции «Я – гражданин России».
Материал подготовлен Гончаровой Г.В., зав. отделом гражданско-общественного воспитания.