Система наставничества в ДД(Ю)Т Московского района |
Локальные акты:
Федеральные документы:
Методические материалы по организации и осуществлению наставничества:
Цель и задачи наставничества
Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личностной и профессиональной самореализации, через создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся, а также оказание помощи педагогическим работникам (далее — педагоги) ДД(Ю)Т в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей.
Задачи наставничества:
- улучшение показателей в образовательной, социокультурной и других сферах деятельности;
- подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально-продуктивной деятельности в современном мире, содействие его профессиональной ориентации;
- раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала обучающихся, поддержка формирования и реализации их индивидуальной образовательной траектории;
- обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального развития и работы в коллективе;
- формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах, а также при выполнении должностных обязанностей;
- ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности, повышать свой профессиональный уровень;
- сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при приёме на работу, закрепление педагогических кадров в учреждении и создание благоприятных условий для их профессионального и должностного развития;
- создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности, участвующего в наставнической деятельности;
- выработка у участников системы наставничества высоких профессиональных и моральных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, инициативности, сознательного отношения к индивидуальному развитию;
- формирование открытого и эффективного сообщества вокруг ОУ, в котором выстроены доверительные и партнёрские отношения между его участниками.
Участники программы наставничества
Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нём лиц, испытывающих потребность в развитии/освоении новых мета-компетенций и/или профессиональных компетенций.
Наставниками могут быть:
- педагоги и иные должностные лица ДД(Ю)Т;
- обучающиеся ДД(Ю)Т;
- социальные партнёры/родители (законные представители) обучающихся, выпускники, изъявившие готовность принять участие в реализации Целевой модели.
Категории участников образовательного процесса, в отношении которых может быть установлено наставничество (наставляемые):
- обучающиеся, изъявившие желание в назначении наставника;
- педагогические работники, вновь принятые на работу в ДД(Ю)Т/студенты педагогических ВУЗов/ССУЗов;
- педагогические работники, изъявившие желание в назначении наставника.
Формы наставничества
Форма наставничества – это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определённой ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией.
В ДД(Ю)Т предусмотрена реализация нескольких форм наставничества.
1. Форма наставничества «Педагог – педагог»
Практика передачи знаний на рабочем месте с целью формирования кадрового потенциала ДД(Ю)Т.
Целевая группа: все категории сотрудников, в том числе студенты педагогических ВУЗов/ССУЗов, молодые специалисты, вновь принятые или переведённые на новые должности работники, осваивающие новые технологии и производственные процессы, используемые в реализации образовательных программ.
Результаты и социальные эффекты: обучение, адаптация, улучшение коммуникаций, сохранение, передача знаний. Оценка эффективности изменений.
2. Форма наставничества «Педагог – обучающийся» (группа обучающихся)
Практики наставничества без отрыва от учёбы для дальнейшей профессиональной и социальной адаптации, связанные с профессиональным и карьерным развитием, передачей знаний, навыков, компетенций. Данная модель наставничества помогает талантливым амбициозным обучающимся развивать соответствующие навыки и компетенции, планировать свою карьеру.
Работа с одарёнными обучающимися в рамках программы по наставничеству осуществляется в соответствии с положением о системе работы с одарёнными детьми в ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга.
Целевая группа: обучающийся, группа обучающихся.
Результаты и социальные эффекты: передача наставником своих профессиональных знаний и практических компетенций через следующие механизмы: поиск и развитие инициатив обучающихся, стимулирование творческой и профессиональной активности в процессе обучения, выявление и развитие одарённых обучающихся, обучающихся с повышенными образовательными потребностями, участие в конкурсных мероприятиях; организация мастер-классов от чемпионов (практики наставничества обучающихся, победителей конкурсов, олимпиад и т.п.).
3. Форма наставничества «Обучающийся – обучающийся» (группа обучающихся)
Вид партнёрского наставничества, который направлен на поддержку деятельности ученического самоуправления и служит траекторией профессионально-личностного саморазвития обучающегося-наставника и его подопечных.
Данная модель наставничества направлена на повышение учебной мотивации и позволяет:
- транслировать лучшие достижения;
- привлекать лучших обучающихся к деятельности по передаче своего опыта;
- способствовать коррекции и снятию эмоционального напряжения наставляемых, повышению эффективности их профессионального развития;
- формировать личностные качества, способствующие успешному профессиональному становлению обучающихся-наставников и их подопечных.
Целевая группа: обучающийся (группа обучающихся):
- социально или ценностно дезориентированный обучающийся более низкого по отношению к наставнику уровня образованности, демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением, не принимающий участия в жизни коллектива;
- обучающийся с особыми образовательными потребностями – например, увлечённый определённым предметом, нуждающийся в профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов.
Результаты и социальные эффекты: повышение учебной мотивации, успешная социальная адаптация, развитие творческого потенциала обучающихся и их интеграция в профессиональное сообщество.
4. Форма наставничества «Социальные партнёры/родители/выпускники – обучающийся» (группа обучающихся)
Предполагает временное прикрепление к наставляемому наставника для включённого наблюдения за особенностями и приёмами работы в период наставничества на основании договорных соглашений.
Целевая группа: обучающийся (группа обучающихся).
Результаты и социальные эффекты: развитие профессиональной мотивации у подопечных к трудовой деятельности.
Критерии и показатели отбора наставников
Термины и определения
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнёрстве.
Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Система наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый – участник системы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
Наставник – участник системы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор – сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным дополнительным общеобразовательным программам, который отвечает за организацию системы наставничества.
Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Методология наставничества – система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.
Активное слушание – практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приёмов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т. д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные отношения между наставником и наставляемым.
Метакомпетенции – способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно.
Благодарный выпускник – выпускник образовательной организации, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и т. д.).
Родитель/законный представитель – юридически значимый для наставляемого взрослый, который должен быть включён в систему (даже в качестве пассивного участника).
Куратор наставничества в ДД(Ю)Т:
- Собинкова Ирина Геннадиевна, методист (кабинет №55, цокольный этаж), м.т. +79817064149, lapidance@mail.ru