Федеральный (очный) этап
Конкурса профессионального мастерства работников
сферы дополнительного образования
"Сердце отдаю детям"


Видеоверсии
концертов, спектаклей, представлений, церемоний награждения Дворца

Конкурс педагогических достижений Санкт-Петербурга
в 2022/2023 учебном году
 
В СПб ГКУ «МФЦ» изменился номер телефона для осуществления информирования и консультирования заявителей>>>
ИНФОРМАЦИЯ
о программе
«Пушкинская карта»
Все электронные постановления
о нарушениях ПДД
- в одном клике

Внимание! Новые реквизиты
для уплаты налогов

О программе долгосрочных сбережений граждан

Сохранение уникального облика Петербурга в руках жителей города



 

Поиск по сайту
Система наставничества в ДД(Ю)Т Московского района

Локальные акты:

Федеральные документы:

Методические материалы по организации и осуществлению наставничества:

 

Цель и задачи наставничества

Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личностной и профессиональной самореализации, через создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся, а также оказание помощи педагогическим работникам (далее — педагоги) ДД(Ю)Т в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей.

Задачи наставничества:

  • улучшение показателей в образовательной, социокультурной и других сферах деятельности;
  • подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально-продуктивной деятельности в современном мире, содействие его профессиональной ориентации;
  • раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала обучающихся, поддержка формирования и реализации их индивидуальной образовательной траектории;
  • обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального развития и работы в коллективе;
  • формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах, а также при выполнении должностных обязанностей;
  • ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности, повышать свой профессиональный уровень;
  • сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при приёме на работу, закрепление педагогических кадров в учреждении и создание благоприятных условий для их профессионального и должностного развития;
  • создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности, участвующего в наставнической деятельности;
  • выработка у участников системы наставничества высоких профессиональных и моральных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, инициативности, сознательного отношения к индивидуальному развитию;
  • формирование открытого и эффективного сообщества вокруг ОУ, в котором выстроены доверительные и партнёрские отношения между его участниками.

Участники программы наставничества

Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нём лиц, испытывающих потребность в развитии/освоении новых мета-компетенций и/или профессиональных компетенций.

Наставниками могут быть:

  • педагоги и иные должностные лица ДД(Ю)Т;
  • обучающиеся ДД(Ю)Т;
  • социальные партнёры/родители (законные представители) обучающихся, выпускники, изъявившие готовность принять участие в реализации Целевой модели.

Категории участников образовательного процесса, в отношении которых может быть установлено наставничество (наставляемые):

  • обучающиеся, изъявившие желание в назначении наставника;
  • педагогические работники, вновь принятые на работу в ДД(Ю)Т/студенты педагогических ВУЗов/ССУЗов;
  • педагогические работники, изъявившие желание в назначении наставника.

Формы наставничества

Форма наставничества – это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определённой ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией.

В ДД(Ю)Т предусмотрена реализация нескольких форм наставничества.

1. Форма наставничества «Педагог – педагог»

Практика передачи знаний на рабочем месте с целью формирования кадрового потенциала ДД(Ю)Т.

Целевая группа: все категории сотрудников, в том числе студенты педагогических ВУЗов/ССУЗов, молодые специалисты, вновь принятые или переведённые на новые должности работники, осваивающие новые технологии и производственные процессы, используемые в реализации образовательных программ.

Результаты и социальные эффекты: обучение, адаптация, улучшение коммуникаций, сохранение, передача знаний. Оценка эффективности изменений.

2. Форма наставничества «Педагог – обучающийся» (группа обучающихся)

Практики наставничества без отрыва от учёбы для дальнейшей профессиональной и социальной адаптации, связанные с профессиональным и карьерным развитием, передачей знаний, навыков, компетенций. Данная модель наставничества помогает талантливым амбициозным обучающимся развивать соответствующие навыки и компетенции, планировать свою карьеру.

Работа с одарёнными обучающимися в рамках программы по наставничеству осуществляется в соответствии с положением о системе работы с одарёнными детьми в ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга.

Целевая группа: обучающийся, группа обучающихся.

Результаты и социальные эффекты: передача наставником своих профессиональных знаний и практических компетенций через следующие механизмы: поиск и развитие инициатив обучающихся, стимулирование творческой и профессиональной активности в процессе обучения, выявление и развитие одарённых обучающихся, обучающихся с повышенными образовательными потребностями, участие в конкурсных мероприятиях; организация мастер-классов от чемпионов (практики наставничества обучающихся, победителей конкурсов, олимпиад и т.п.).

3. Форма наставничества «Обучающийся – обучающийся» (группа обучающихся)

Вид партнёрского наставничества, который направлен на поддержку деятельности ученического самоуправления и служит траекторией профессионально-личностного саморазвития обучающегося-наставника и его подопечных.

Данная модель наставничества направлена на повышение учебной мотивации и позволяет:

  • транслировать лучшие достижения;
  • привлекать лучших обучающихся к деятельности по передаче своего опыта;
  • способствовать коррекции и снятию эмоционального напряжения наставляемых, повышению эффективности их профессионального развития;
  • формировать личностные качества, способствующие успешному профессиональному становлению обучающихся-наставников и их подопечных.

Целевая группа: обучающийся (группа обучающихся):

  • социально или ценностно дезориентированный обучающийся более низкого по отношению к наставнику уровня образованности, демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением, не принимающий участия в жизни коллектива;
  • обучающийся с особыми образовательными потребностями – например, увлечённый определённым предметом, нуждающийся в профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов.

Результаты и социальные эффекты: повышение учебной мотивации, успешная социальная адаптация, развитие творческого потенциала обучающихся и их интеграция в профессиональное сообщество.

4. Форма наставничества «Социальные партнёры/родители/выпускники – обучающийся» (группа обучающихся)

Предполагает временное прикрепление к наставляемому наставника для включённого наблюдения за особенностями и приёмами работы в период наставничества на основании договорных соглашений.

Целевая группа: обучающийся (группа обучающихся).

Результаты и социальные эффекты: развитие профессиональной мотивации у подопечных к трудовой деятельности.

Критерии и показатели отбора наставников

Термины и определения

Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнёрстве.

Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

Система наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Наставляемый – участник системы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».

Наставник – участник системы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Куратор – сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным дополнительным общеобразовательным программам, который отвечает за организацию системы наставничества.

Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.

Методология наставничества – система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.

Активное слушание – практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приёмов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т. д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные отношения между наставником и наставляемым.

Метакомпетенции – способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно.

Благодарный выпускник – выпускник образовательной организации, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и т. д.).

Родитель/законный представитель – юридически значимый для наставляемого взрослый, который должен быть включён в систему (даже в качестве пассивного участника).

Алгоритм организации наставничества в отделах и коллективах

На организационном этапе

  1. Осуществить сбор предварительных запросов потенциальных наставляемых из числа молодых специалистов ДД(Ю)Т/студентов педагогических ВУЗов/ССУЗов (на основе договора с учебным заведением) и обучающихся структурного подразделения, коллектива.
  2. Выявить (выдвинуть) подходящие кандидатуры наставников из числа педагогических работников и обучающихся структурного подразделения.
  3. Предварительно сформировать наставнические пары (в соответствии с формой наставничества).
  4. Кандидатам в наставники:
    ✔ Заполнить Google-анкеты наставника по ссылкам: форма «Педагог-обучающийся», форма «Педагог-педагог», форма «Обучающийся-обучающийся»,  в зависимости от формы наставничества;
    ✔ Заполнить форму заявления желающих стать наставниками;
    ✔ Сформировать проект индивидуального плана развития под руководством наставника;
    ✔ Проконтролировать заполнение родителями обучающихся первичного согласия на участие их ребёнка в программе наставничества в качестве наставляемого;
    ✔ Проконтролировать заполнение потенциальными наставляемыми (или их родителями) согласия на использование и обработку персональных данных.
  5. Заведующим отделами/руководителям коллективов:
    ✔ Осуществить контроль заполнения документов кандидатами в наставники.
    ✔ Предоставить куратору ходатайства о рассмотрении кандидатуры наставника;
    ✔ Предоставить куратору пакет вышеупомянутых документов.

На этапе рассмотрения и утверждения кандидатур наставников и наставнических пар

  1. Заключить соглашение с наставником.
  2. Соглашение с наставляемым/родителем наставляемого.

Список документов для заполнения:

Google-анкеты наставника по формам наставничества:

  1. Форма заявления желающих стать наставниками.
  2. Форма ходатайства заведующего отделом, руководителя коллектива о рассмотрении кандидатуры наставника.
  3. Персонализированная программа наставничества:
    ✔ Форма наставничества: «Педагог-педагог»
    ✔ Форма наставничества: «Педагог-обучающийся» (группа обучающихся)
    Форма наставничества: «Социальный партнёр/родитель – обучающийся» (группа обучающихся)
    Форма наставничества: «Обучающийся-обучающийся»
  1. Форма первичного согласия родителей на участие их ребёнка в программе наставничества в качестве наставляемого.
  2. Форма согласия на обработку персональных данных:
    ✔ для наставников;
    ✔ для родителей/законных представителей наставляемых.
  3. Соглашение:
    ✔ с наставником;
    ✔ с наставляемым;
    ✔ с родителем/опекуном наставляемого.
  4. Цифровое портфолио наставляемого:
    алгоритм составления;
    паспорт наставляемого;
    результаты наставничества.

Архив локальных актов: 

Куратор наставничества в ДД(Ю)Т:

  • Собинкова Ирина Геннадиевна, методист (кабинет №55, цокольный этаж), м.т.  +79817064149, lapidance@mail.ru
© ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга